На протяжении многих столетий главной чертой политического и религиозного дискурса о Восточной Европе тоже была ссылка на архаику, всеобщую отсталость восточно-европейских территорий от остальной Европы (3). Бывшие государства – члены Организации Варшавского договора с развалом СССР попытались втиснуться в этико-политический дискурс Запада, и покинуть ряды Восточной Европы. Для этого существовавшее уже понятие Центральной Европы лишили её традиционно германского наполнения, и «центрально-европейскость» превратилась в утерянное по вине Кремля равенство постсоциалистических стран Европы с Европой Западной. Таким образом, были подготовлены ментальные и политические механизмы включения части постсоциалистической Европы в глобалистский дискурс, а сам процесс облегчался готовностью элит этих государств содействовать этим переменам. Идеологема Центральной Европы находила отклик у западноевропейских радикалов, которые видели в ней ментальное средство для обоснования политической самостоятельности Старого Света от США. Теперь «восточно-европейскость» приписывалась странам за восточной границей Польши – Прибалтике, Белоруссии, Украине и Молдавии. С вступлением прибалтийских республик в ЕС и НАТО Восточная Европа как идеологическое, а не географическое понятие, стала уделом Киева, Кишинёва, Минска, и в некоторой степени, Москвы. Проекты по интеграции этих столиц в политико-экономические стр
Авторство термина «Центрально-Восточная Европа» приписывают польскому историку Оскару Халецкому, который вкладывал в это понятие не столько географический, сколько идеологический смысл. Хотя ещё Уинстон Черчилль в конце 1940-х обозначал этот регион как «эти восточные государства Европы». Американский учёный Лари Вульф, подтверждая факт произнесения английским премьером этих слов, указывал на изначальную политико-культурную неполноценность концепта Восточной Европы по отношению к Европе Западной (1). Восточная Европа необходима Западной Европе как психологический инструментарий для экстраполяции своей политической и культурной парадигмы на фоне восточноевропейских государственных образований и их политических механизмов. Л. Вульф, отталкиваясь от речи У. Черчилля, считает 1989 г.- год перехода постсоциалистической Европы к капитализму - концом полувековой интеллектуальной традиции разделения Европы на Западную и Восточную. Пришло время взглянуть на европейский континент как на единое целое. Но Европа была объединена только политически, но не ментально, поскольку концепт Восточной Европы зародился задолго до речи английского премьера, ещё в эпоху Просвещения. Ось ментально-политических координат пролегла отныне не с севера на юг, как это было в Средневековье, а с запада на восток, и именно востоку доставалась роль полу-двойника запада, его неблагополучного довеска. Здесь ментально-идеологические механизмы конструирования образа Восточной Европы совпадают с механикой концепции ориентализма, подробно рассмотренной Эдвардом Саидом (2). Ориентализм у Э. Саида – интеллектуальный конструкт западной политической мысли в её колониалистском ракурсе для унижения и подчинения Востока (имеется в виду мусульманский Восток) западным державам. Поэтому в английском языке есть слово “East” (географический восток, противоположный географическому западу - “West”) и есть “Orient” – Восток в культурно-цивилизационном смысле, опять же противопоставляемый тому же Западу (“West”), но только в идеологическом ключе.
Понятие Восточной Европы в его географическом применении не имеет устоявшихся границ. Ингода одни и те же государства относят то к Восточной, то к Центральной Европе, а в последнее время всё чаще звучит понятие Центрально-Восточной Европы, которым обозначаются все государства данного региона. Это позволяет предположить иную, не географическую, а идеологическую нагрузку терминов Восточной и Центрально-Восточной Европы.
0:00 10/11/2011 , политолог, аналитик Центра консервативных исследований факультета социологии международных отношений МГУ
Киев, Минск и Восточная Европа: от географии к идеологии
28/01/2013 Андрей Давыденко 29/01/2013 25/01/2013 Сергей Рябков 28/01/2013 Александр Моисеев 29/01/2013 Андрей Давыденко 28/01/2013 Александр Моисеев 23/08/2012 Сергей Филатов
Киев, Минск и Восточная Европа: от географии к идеологии | Журнал Международная жизнь
Комментариев нет:
Отправить комментарий